Игры и упражнения для развития словесно-логического мышления у детей дошкольного возраста. | Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №56" Асбестовского городского округа
Вход
Войти с помощью: 

 

«Все в мире мы узнаем не иначе, чем через сравнение».

К. Д. Ушинский

 

Мышление – это социально-обусловленный, неразрывно связанный с речью процесс поисков и открытий существенно нового, т.е. процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза.

Виды мышления зависят от возраста и вида деятельности. Они взаимосвязаны между собой. Один из них, как правило, развит лучше.

  1. Конкретно-действенное – размышляет и сразу действует. Характерен для людей-практиков, этот вид развит у детей.
  2. Конкретно-образное – характерен для младших школьников, людей художественного типа, людей искусства (Л.Толстой).
  3. Словесно-логическое (теоретическое, абстрактное) – развито у старших школьников, людей-теоретиков, ученых.

Детей необходимо развивать двупланово, образно и отвлеченно. Как правило, дети, поступившие в 1 класс, умеют считать, читать и, казалось бы, полностью подготовлены к школьному обучению. Однако, часть первоклассников сталкиваясь с постоянной мыслительной деятельностью, обнаруживают трудности в решении и объяснении математических задач,  формулировании определенных правил и понятий, в установлении и обосновании причинно-следственных связей. Одна из распространенных причин такого положения – недостаточное развитие в дошкольном возрасте словесно-логического мышления.

Словесно-логическое мышление – один из трех видов мышления – характеризуется использованием понятий, суждений, умозаключений.

Развитие мышления дошкольника проходит несколько этапов. Сначала формируется наглядно-действенное мышление, то есть мыслительные операции проходят через действие.

 В конце этого периода появляются элементы наглядно-образного мышления, то есть ребенок начинает мыслить при  помощи образов. К концу старшего дошкольного возраста начинает формироваться словесно-логическое мышление, которое предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений. Дети учатся рассуждать, делать выводы, сравнивать, анализировать, находить общее и частное, устанавливать закономерности.

Чем раньше начать развивать логическое мышление, тем более высоким окажется уровень его познавательной деятельности.

Для развития данного вида мышления предлагаются следующие    упражнения:

  1. Классификация предметов – на столе разложены картинки из разных тем, ребенку предлагается разложить картинки по стопочкам: что мы едим, что надеваем, что растет на огороде и т.д.
  2. Обобщение предметов – назвать группу предметов одним словом (одежда, мебель, дикие животные).
  3. «Четвертый лишний» – перед ребенком раскладывают 4 картинки, из которых только 3 можно объединить по общему признаку ( форме, цвету, размеру, названию).
  4. Соединить парами предметы, как-то связанные между собой (кисточка – краски, яйцо – сковородка, гриб – корзина).
  5. Какое свойство объединяет каждую группу предметов (костер, лампа, свеча).
  6. Из предметов, расположенных в нижнем ряду, выбрать недостающий предмет для картинки верхнего ряда.

– что из чего? (дерево – стол, шапка – клубки)

– какой предмет можно только: увидеть, услышать, попробовать? (лимон, радио, телефон, хлеб)

– во что превратится? ( стул без спинки, подушка без перьев, окно без стекол, снеговик без холода)

– подробно объяснить ошибочность суждений: У Коли кукол больше, чем игрушек. Тигр слабее кошки. У зайца ушей больше, чем у медведя.

– к указанному подобрать слово, которое будет логически с ним связано: лиса – хитрость, заяц – трусость, ракета – космос, самолет – небо, больница – врач, школа – ученик.

– установить по картинке и связно объяснить в чем нелепость, неправдоподобность ситуации (картинки-нелепицы)

Важной операцией мышления является сравнение: (чем отличаются?)

самолет—птица, кукла – девочка, дом – теплица, луна –солнце, зонт –крыша, будка – клетка и т.д.

Неиссякаемую пищу для словесно-логического мышления предоставляют известные детям сказки: Почему волк прибежал быстрее Красной шапочки к дому бабушки?  Кто из трех поросят не боялся Волка в своем доме и почему? Почему Колобок от всех зверей убежал, а Лисе сам на нос прыгнул?

Полезным упражнением для развития детского мышления является толкование пословиц.  Пояснить на примере определенной жизненной ситуации свой выбор: «Семь раз отмерь – один раз отрежь» ( сними мерку, а потом разрезай ткань; очень хорошо подумай, прежде чем делать что-нибудь серьезное).

Чтобы дети научились понимать и объяснять смысл пословиц, полезно при каждом удобном случае их использовать. При такой систематической работе, пословицы и поговорки легче воспринимаются, быстрее усваиваются, а родители избавляются от лишних назидательных речей, которые, к тому же, далеко не всегда достигают цели.

Таким образом, умственное развитие ребенка – это не только определенная сумма знаний, но и развитие восприятия, памяти, мышления, воображения, познавательных способностей, овладение способами и приемами познавательной деятельности. Лишь тогда ребенок научится самостоятельно усваивать знания и станет творческим мыслящим человеком.

 

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Приглашаем Вас оставить отзыв о качестве услуг, предоставляемых детским садом на сайте BUS.GOV.RU

Архивы