Вход
Войти с помощью: 

57 − = 55

Быстрый чат
LOADING...

Чему нужно научить своих детей прямо сейчас, чтобы им было проще жить в будущем?

«Мне 36, а я до сих пор не знаю, кем я буду, когда вырасту», — сказала одна барышня, придя к психологу за консультацией.

«Нам осталось два месяца до ЕГЭ, а мы не знаем, что будем сдавать и куда потом пойдём учиться,» — сообщила мама 17-летней девушки.

«Моему ребёнку ничего не интересно, куда же он пойдёт учиться и работать?» — поделилась мама второклассника.

 

Мы думаем про будущее своих детей и хотим для них самого лучшего, но часто сами совсем не понимаем, как помочь им определиться с будущим образованием и профессией. Взрослые тоже нередко оказываются в позиции потерянного ребёнка, пытаясь задуматься: что я люблю? Чем я хочу заниматься? Куда мне пойти учится или работать?

Наше профессиональное самоопределение начинается практически с рождения. Родители, глядя на нас, заботясь о нас, наблюдая за нами включают «материнские мечтания» — так известный английский детский врач и психоаналитик Д. В. Винникотт называл родительские фантазии о будущем ребенка. Мама видит, как малыш тихо сидит, строя башню из пяти кубиков, и говорит: «Посмотрите, наш-то архитектором будет! Надо узнать, где тут учат архитекторов!» «Материнские мечтания» могут быть и негативными: «Да что же ты дерёшься! Вот бандит растёт! По тебе тюрьма плачет!»

Судьбы людей часто складываются благодаря или вопреки материнским мечтаниям. Конечно, плыть по течению всегда легче, чем против. Тем детям, которым родители обеспечивали попутный ветер, и тем, кто, в том числе, благодаря родителям, открыл в себе заложенные природой способности, делать профессиональные выборы в своей жизни легче.
Этапы профессионального определения представлены на протяжении всей нашей жизни.

0−3 года. Стадия предыгры

В это время происходит развитие восприятия, моторики, речи, мышления, принятие «плохо-хорошо» — первых моральных оценок и правил поведения. Все это становится фундаментом для дальнейшего развития и приобщения человека к труду. В возрасте 1,5−2,5 года ребенок проживает первый чувствительный возраст приучения к порядку, учится складывать одежду в одно и то же место, относить посуду в раковину, убирать игрушки. Если вы пропустили этот возраст и не успели научить ребёнка навыкам упорядочивания вещей, на следующих этапах жизни ему придется не просто: самостоятельно собирать портфель, делать уроки, выполнять задание начальника — все эти важные дела требуют самоконтроля. Это же возраст, где включаются «материнские мечтания», и родители могут увидеть то, что заложено в ребёнке природой, и способствовать развитию способностей. Дети много что готовы сделать ради маминой улыбки. В этом возрасте одобрение мамы — лучший стимул для развития.

3−6 лет. Стадия игры

Возраст, когда происходит осмысление всех видов человеческой деятельности, а также знакомство с различными профессиями через книги и игры. Психологи считают, что развитие игровой деятельности ребёнка произошло в результате усложнения профессиональной деятельности взрослых. То есть, раньше дети в этом возрасте непосредственно осваивали ту или иную профессию, а теперь профессии стали настолько сложными и им так долго нужно учиться, что детям остается в них только играть. В этом возрасте важно рассказывать ребёнку о разных видах деятельности, давать пробовать что-то делать, по возможности показывать своё рабочее место и рабочее место друзей, ходить вместе с ним на разные мастер-классы и наблюдать.

Во многих странах существует традиция приводить ребёнка к себе на работу один раз в месяц. Детям организуют миниэкскурсии и дают «серьёзные взрослые» задания, выполняя которые они помогают организации. Узнайте, может быть, вы можете сделать что-то подобное и у себя на работе. Попробуйте посетить детский игровой город профессий, где ребёнок за один день может попробовать стать и пожарным, и почтальоном, и кондитером, на простых примерах понять, что значит — получать зарплату, и узнать, что не всегда можно суметь найти работу, не получив необходимое образование.
Первые детские книги по профориентации — это сказки, на которых воспитываются все дети мира. В сказках герой, который был «ни то, ни сё» постепенно, проходя через разные жизненные этапы, выполняя задания с помощью своих человеческих качеств: доброты, трудолюбия, усидчивости, щедрости, внимательности, в конце становится кем-то лучшим, например, принцем или королём, или получает достойный приз в виде принцессы или сокровища.

6−12 лет. Стадия овладения учебной деятельностью

В это время ребёнок осваивает функции самоконтроля, планирования своего времени, учится сам распределять ресурсы между учебой и отдыхом. Важно, чтобы у него действительно была такая возможность. Мамы часто говорят: «Как же мне не делать, ведь он сам пока не умеет! Нахватает „двоек“ и потом совсем не догонит.» Но ребёнок никогда и не научится, если у него такой возможности не было. Если он не делал ошибки, не учился их принимать, не исправлял их многократно, то он не учился трудолюбию и старанию, а это — одни из самых важных качеств для дальнейшей успешной профессиональной деятельности. В 6−8 лет, то есть в начале этого периода у родителей есть ещё один шанс привить ребёнку «любовь к порядку», шаг за шагом обучая его собирать портфель самому, вешать вещи в шкаф, проверять в дневнике домашнее задание и делать его по списку от начала и до конца. Третий такой период возникнет лишь с началом самостоятельной жизни, то есть жизни без вас.

Обратите внимание на то, что любит делать ваш ребёнок, если у него есть несколько свободных часов. Задумайтесь, что он выбирает сам для себя. Часто в таком вроде бы свободном проведении времени и скрывается будущее профессиональное самоопределение.

12−18 лет. Стадия выбора

Стадия подготовки к жизненному пути, труду, стадия сознательного планирования профессионального выбора. Интересно, что те взрослые, которые оказались без работы, тоже возвращаются на эту стадию.

Если дошкольник заявляет, что хочет быть пожарником, то расценивать эти слова как сознательный выбор не стоит. Но они — повод задуматься, почему ему так нравится примерять на себя эту профессию. А вот если подросток говорит о своих профессиональных желаниях, то стоит отнестись к таким высказываниям очень внимательно, обсудить с ним, как он видит эту область деятельности, почему ему кажется, что это могло бы быть ему интересно, попробовать найти дополнительное внешкольное образование в этой сфере. Пока просто попробовать, поэкспериментировать, почувствовать себя, а не сделать выбор.
На то, кем станет человек, влияют не только родители и учителя, но и друзья, школа, город, страна. Задача мам, пап и педагогов помочь ребенку в поисках, а не сделать выбор за него. Потому что, не став «субъектом выбора», то есть человеком, который принял решение самостоятельно, подросток впоследствии начинает бунтовать и рассматривать обучение профессии и саму профессию, как навязанную, даже если она реально ему подходит. По крайней мере, так видят эту ситуацию консультанты по профориентированию.

Почему так трудно выбирать многим людям? Потому что любой выбор — это отказ от каких-то других возможностей. Если я выйду замуж за Колю, то уже не смогу выйти замуж за Васю и всех остальных, а это настолько невыносимо осознавать, что лучше я вообще замуж не пойду. Также и с профессией. Если я пойду в математический класс и буду математиком, то это значит, что я буду всю жизнь занят решением одних математических задач и больше ничем, даже вообразить себе этот ужас многим сложно, не то что осуществить такой выбор. В сегодняшнем мире приходится выбирать не конкретную профессию, а область деятельности, внутри которой есть множество профессий. Поэтому, когда идёт речь о будущей карьере, то с конкретной областью лучше начать определяться в старшем дошкольном — младшем школьном возрасте, а вот с конкретной профессией, наоборот, как можно позже. Часто реальное определение профессии происходит ближе к 25 годам.

Для многих школьников, да и некоторых взрослых, мотивом стать кем-то служит не удовольствие от самой работы, а то, что эта работа может принести: деньги, престиж, власть, льготы, уважение окружающих, удовлетворение родителей. Как ни удивительно, но эти «внерабочие» мотивы вполне могут быть «долгоиграющими». Люди, получающие от работы то, что они хотели, часто втягиваются в рабочий процесс и находят в нем смыслы и удовольствие. Так что при обнаружении таких идей у подростка, не спешите их отбрасывать, но обязательно проясните, соответствуют ли его внерабочие мотивы реальности, то есть, будет ли шанс получить то, что он хочет.
У нас в стране хорошо развита профориентационная деятельность, существует множество в основном частных психологических центров, с подростками работает немало опытных профориентационных консультантов и школьных психологов, которые могут с помощью различных тестовых методик помочь определиться с подходящей ребёнку областью знаний. Можно, также, попробовать пройти бесплатные онлайн-тесты. Без внимательного взрослого ребенку будет трудно сориентироваться в огромном профессиональном супермаркете. Но и родители и профессиональные психологи не могут и не должны делать за него выбор.

 

Материал подготовлен на основании работы психолога Анны Скавитиной.

Анна Скавитина, психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies».

Добавить комментарий

Войти с помощью: 
Архивы
ПнВтСрЧтПтСбВс
По вопросам написания сайтов в городе Асбест
обращаться по
тел. 8-965-500-14-57