Вход
Войти с помощью: 

6 + = 16

Быстрый чат
LOADING...

 

Повышение заболеваемости респиратор­ными инфекциями, которое отмечается в осеннее – весеннее время года, а также в эпидемический по гриппу период, является показа­нием для ароматерапии помещений (1-1,5 месяца) с использованием эфирных масел лаванды, шалфея, аниса, орошения зева с по­мощью распылителя жидких лекарственных средств (ирригатора) настоями и отварами трав с бактерицидными и бактериостатическими, противовоспалительными свойствами (цвет­ки ромашки, календулы, трава зверобоя, ду­шицы и др.). При этом используемые лекар­ственные травы надо менять один раз в де­сять дней. С целью повышения сопротивляе­мости детского организма к респираторным инфекциям целесообразно использование лекарственных растений, обладающих имму­ностимулирующими свойствами, богатых витаминами, микроэлементами. Можно при­менять как отдельные лекарственные расте­ния (преимущественно фитоадаптогены), так и сборы трав, подобранные индивидуально для ребенка, витаминные фиточаи.

К фитоадаптогенам (лекарственные адаптогены) относятся: корень женьшеня, аралии маньчжурской, заманихи, левзеи сафлоровидной (маралий корень), родиолы розовой, корень и корневища элеутерококка, плоды лимонника китайского и т.д. Они обладают адаптогенными, иммуностимулирующими, тонизирующими, гипогликемическими, го-надотропными, антистрессорными свойства­ми, стимулируют деятельность надпочечни­ков, мозга, центральной нервной системы.

К противопоказаниям для назначения фитоадаптогенов детям раннего возраста отно­сятся острые лихорадочные реакции, выра­женные гипердинамические нарушения, на­рушение сна, судорожное состояние.

Суточная доза растительных адаптогенов составляет две капли. Она делится на два приема и дается за 15-20 минут перед завт­раком и перед полдником. Перед сном фито­адаптогены применять не рекомендуется. Курс составляет три недели. В  течение года возможно проведение трех курсов с интерва­лом не менее месяца.

 ____________________________________________________

Фитореабилитация часто болеющих детей в период реконвалесценции  после острых заболеваний

             Основными задачами проводимой в этот период фитотерапии являются:

  • купирование остаточных явлений после
    перенесенных заболеваний;
  • повышение сопротивляемости организма.

          Для решения первой задачи используют орошения, пульверизацию, смазывание зева, промывание носоглотки (ирригационная тера­пия), тепловлажные и ультразвуковые ингаля­ции. Применяют настои и отвары трав с проти­вовоспалительными, регенерирующими (цвет­ки ромашки аптечной, календулы, липы, трава зверобоя, душицы, листья эвкалипта и т.д.), от­кашливающими (листья мать-и-мачехи, подо­рожника большого, корень алтея, корень солод­ки, трава душицы, чабреца, плоды аниса, груд­ной сбор № 1 и № 2 и др.) свойствами.

           Для тепловлажных ингаляций с настоя­ми и отварами трав можно использовать удобные в обращении портативные аппара­ты типа «Инга», «Берт», которые не требуют специального технического оснащения про­цедурного кабинета.

           Ультразвуковые ингаляции осуществляют с настойками трав (календула, зверобой, шалфей, эвкалипт) с помощью ультразвуко­вых ингаляторов.

           Местная и ингаляционная фитотерапия назначается детям вплоть до полного купи­рования остаточных явлений. С этой же це­лью могут быть использованы индивидуаль­ные сеансы ароматерапии (аэрофитотера­пии) с эфирными маслами лаванды, шалфея, фенхеля, аниса.

Для решения второй задачи применяют фиточаи, богатые витаминами и микроэле­ментами. Их назначают на месяц-полтора в указанных дозах. Использование витамин­ных фиточаев в период реконвалесценции  наиболее оправданно после длительно и тяжело протекавших заболеваний, а также час- то болеющим детям.  

Выбор лекарственных растений и способов их введения при проведении противорецидивных курсов фито- и ароматерапии зависит от состояния здоровья.   

У часто болеющих детей целесообразно как местное использование лекарственных растений, так и их внутреннее и ингаляционное введение. Данные способы могут применяться по отдельности и в комбинации друг с другом, при гипертрофических процессах в носоглотке рекомендуют лекарственные растения, обладающие дубящими и вяжущими свойствами (на­стой и настойка травы зверобоя, отвар коры дуба), при атрофических процессах – лекарст­венные растения с мягчительными свойства­ми, способствующие эпителизации и регенера­ции тканей (настой и настойка цветков календулы. настой корня алтея, листьев подорожни­ка большого). Их вводят в виде орошения, про­мывания, тепловлажных и ультразвуковых ингаляций, ежедневно (один-два раза в день) курсами по 7-14 дней два-три раза в год.

При сочетании частой заболеваемости с гипердинамическим синдромом, повышен­ной возбудимостью, нарушениями сна пока­заны ванны с настоями седативных трав (ко­рень валерианы, цветки ромашки аптечной, трава мяты перечной и др.).

В периоды подъема заболеваемости рес­пираторными инфекциями возможны противоинфекционные ванны с настоями шал­фея, эвкалипта.

Ароматерапию часто болеющих детей проводят с эфирными маслами лаванды, шалфея, при наличии сопутствующих пове­денческих нарушений – с эфирным маслом мяты. Курс состоит из 20 сеансов. Возможно его повторение при отсутствии выраженного эффекта через полгода.

При  комбинации  различных способов введения лекарственных растений  (ком­плексная фитореабилитация) во избежание побочного действия целесообразно их по­этапное использование. Начинать лучше с местного или ингаляционного введения, а затем через 10-14 дней переходить на фито­чаи. Ароматерапию не рекомендуется совме­щать с фиточаем и другими средствами фитореабилитации.

У часто болеющих детей отмечается пище­вая аллергия – при выборе лекарственных, растений нужно это учитывать. Так, при наличии аллергических реакций на яблоки и морковь нельзя использовать листья березы (почки), ольховые шишки, а при аллергии на цитрусовые – полынь, ромашку, мать-и-мачеху девясил, череду. Для таких детей целесообраз­но постепенное введение лекарственных растений в сборы, в отдельных случаях предпо­чтение следует отдавать монотерапии лекар­ственными растениями.

З.МАКАРОВА  доктор медицинских наук  профессор

кафедры поликлинической педиатрии Российская медицинская академия.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 
Архивы
ПнВтСрЧтПтСбВс