Консультация для родителей. Развитие речи и подготовка детей к обучению грамоте | Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №56" Асбестовского городского округа
Вход
Войти с помощью: 

12 − = 5

Уровень речевого развития, на который выходит ребёнок в старшем дошкольном возрасте, вплотную поводит его к серьёзному этапу – овладению письменными формами речи (чтением и письмом).

     Поэтому старший дошкольный возраст – это возраст серьёзной подготовки детей  к обучению чтению и письму.

     Готовность ребёнка к обучению грамоте складывается из многих составляющих, среди которых  первостепенное значение уделяется таким речевым характеристикам, как:

  • развитый речевой слух;
  • чёткая артикуляция звуков родного языка (что обеспечивает правильное проговаривание);
  • знание зрительных образов букв и умение соотносить звук с буквой;
  • выработка гибкости и точности движения рук, глазомера, чувства ритма и пр.

     Взрослым необходимо помнить, что чтение и письмо – сложные навыки, которые требуют определённого уровня развития ребёнка (психологического, физиологического, лингвистического).

Задача взрослых – подготовить ребёнка к последующему обучению чтению и письму.

     В пять-шесть лет следует не только закрепить имеющиеся достижения в речевом развитии, но и расширить круг умений и навыков, необходимых для полноценного усвоения письменной формы речи.

     В течение года дети вслушиваются в звучание слов. Они учатся узнавать, различать и выделять отдельные звуки; определять их позицию в слове (начало, середина, конец).

На этом этапе важно вновь вернуться к артикуляции звуков, уточнить их звучание. Дети анализируют особенности произнесения и звучания звука: положение губ, языка, зубов, участие голоса, прохождение воздушной струи. Дошкольников упражняют в умении различать твёрдые и мягкие согласные, чтобы в дальнейшем избежать ошибок при письме. Особое внимание уделяется звукам, близким по произношению и по звучанию. Тщательная работа со звуками позволяет научить детей устанавливать последовательность звуков в слове.

     Анализ артикуляции звуков позволяет установить, что одни звуки произносятся с голосом свободно.

Произношение других звуков связано с тем, что губы, язык, зубы образуют преграду, препятствие на пути выдыхаемого воздуха.

Так дети знакомятся с существенными опознавательными признаками двух основных групп звуков русского языка: гласных и согласных.

Вводятся условные обозначения: гласные звуки – красный цвет, согласный твёрдый – синий, согласный мягкий – зелёный.

Изучение акустико-артикуляционных особенностей звуков, отнесение их к группе гласных или согласных завершается ознакомление  с соответствующими образами – буквами.

     Помимо занятий в детском саду, мы рекомендуем дома проводить игры на развитие правильной артикуляции звуков и на развитие фонематического слуха.

Игры

на развитие правильной артикуляции звуков

и на развитие фонематического слуха

  1. «Угадай-ка» (Имитация голосов птиц и животных). Эту игру можно использовать на прогулке. Попросите ребёнка прожужжать как жук, прокуковать как кукушка, промычать как корова и т.д.. Добивайтесь от ребёнка чёткой артикуляции звуков.

Можно использовать звуки окружающего мира (как завывает ветер, как он шумит в листве деревьев, как капает дождик, как шумит чайник, тикают часы и т.д.).

  1. «Длинное – короткое» (Упражнение в умении определять на слух длинные и короткие слова). Можно искать на кухне, слова, в которых много звуков (мясорубка, электричество, кастрюля и др.) и слова, в которых мало звуков (нож, соль, суп и т.д.).
  2. «Сломанный телевизор» для игры необходима любая рамочка, которая держится у губ. Показывайте ребёнку по очереди гласные звуки и их сочетания: а, у, и, ау, аи, иу. Ребёнок определяет звуки и их последовательность.
  3. «Поймай песенку» ребёнок ловит заданный звук хлопками в ладоши. Песня исполняется протяжно. Звуки: а, у, и, э, и, у, э, а, э, и, и т.д.)
  4. «Где прячется звук» предложите ребёнку слова, выделяя, например, звук «О». Ребёнок определяет позицию в слове (начало, середина, конец).
  5. «Измени слово» ребёнку предлагаются картинки с односложными словами. Необходимо изменить их так, чтобы в слове слышались два гласных звука. Образец: дом – домик.
  6. «Мягкий – твёрдый» предложите ребёнку картинки со словами, с мягким согласным звуком и с твёрдыми. Картинки с мягким согласным он выкладывает на мягкую подушку, а с твёрдым – на стол.

Желаем успехов в подготовке вашего ребёнка к школе!

 

Добавить комментарий

Войти с помощью: 
Архивы
ПнВтСрЧтПтСбВс